Привлекательность и удобство участка по большей части зависят от того, как спланированы и сделаны тропинки, для производства которых чаще в общей сложности применяют разные доступные и дешевые местные материалы.
Любой приусадебный, садовый или дачный участок имеет ряд функциональных зон: палисадник, хозяйственный двор (в общем случае на приусадебном участке), место для отдыха, плодовый сад и огород.
Для заезда на хозяйственный двор, подъезда к гаражу или месту стоянки автомашины нужна дорога, выдерживающая значительные нагрузки. Она может оказаться из гравия или бетона на песчаном основании шириной 2,5-3 метра.
Дорожное покрытие садово-паркового типа включает 1 или несколько конструктивных слоев, состоящих из разных материалов, которые укладываются на специальное ложе дорожек или площадок.
Основное назначение дорожного покрытия - придать дорожкам и площадкам надежность, устойчивость к атмосферным осадкам и удобство как для движенья транспорта, так и для отдыха людей.
Дорожное покрытие сделано из ряда элементов:
● дорожное земляное основание ("корыто") - опора всех прочих элементов покрытия. Делают его или срезкой верхнего слоя территории на глубину, равную толщине дорожной одежды, или насыпкой земли на поверхность территории до проектных отметок. Обязательным условием при конструкции "корыта" является крепление его приграничных линий бордюром;
● подстилающий слой создают из крупнозернистого песка или из смеси упруговлагоемких материалов. Служит он для снижения нагрузок на земляное основание от движенья, и для аккумулирования и передачи воды основанию по продольным уклонам или верхнему покрытию;
● основание из инертных материалов - главный несущий конструктивный элемент, определяющий степень надежности и долговечности всей устройстве;
● изоляционный слой, который имеет толщину до 5 сантиметров и сохраняет надежность верхнего покрытия. Он сделан из упруговлагоемких материалов и может аккумулировать влагу и передавать ее постепенно высыхающему специальному верхнему покрытию, снижая при этом образование пыли и устраняя дискомфорт для пешеходов. Также, он препятствует прониканию особой смеси верхнего покрытия в инертный материал базы;
● верхнее покрытие - слой, именно принимающий нагрузки от движущихся пешеходов или транспорта. Он может оказаться твердым или мягким. Твердое верхнее покрытие создают из асфальтобетона, железобетонных или керамических плиток, камня или клинкера и кирпичей, сделанных из дерева торцевых элементов, а мягкое покрытие - из особой смеси инертных вяжущих и упругих материалов, которая обязана быть долговечной, устойчивой и декоративной к пыли и влаге.
Стоит применять как возможно больше местных строительных материалов, при этом отдавая предпочтение отходам материалов разных отраслей промышленности.
Материалом для простых покрытий служат грунты (местные суглинистые или песчаные). Торфянистые, глинистые и песчаные грунты для конструкции данных покрытий непригодны. После определения границ будущей тропинки создается профиль с применением шаблона.
Поперечному профилю устройстве придается подобный уклон, чтоб по краям тропинки не скапливалась вода после дождей или искусственного полива.
Продольный уклон дорожек обязан быть не меньше 5 сантиметров на 10 метров в сторону оптимального стока вод.
Микрорельефные перемены выравниваются. При этом случайно попавшие части железобетонных вещей, булыжники, обломки кирпичей и прочее из дорожек удаляются, а их место заполняется однородным грунтом. Поверхность тропинки или площадки внимательно орошается. После ее уплотняют.
Грунтовую поверхность принято считать довольно уплотненной, если тонкие круглые предметы (проволока или гвоздь) вытаскиваются из земли без нарушения целости верхнего слоя. По краю тропинки и площадок делают бровки из дернины высотой над поверхностью тропинки 5-6 сантиметра и шириной приблизительно 50 сантиметров.
Опорные бровки делают по шнуру или согласно с формой тропинки вдоль границ подсыпкой растительной территории, которую равномерно расстилают и собираются руками, затем уплотняют несколькими трамбовками по одному месту бровки. Готовую земляную бровку или дернуют лентой дерна шириной 10-15 сантиметра и толщиной 5-10 сантиметра с забивкой в нее сделанных из дерева укрепительных спиц (по 2 в каждую дернину), или засевают двойной нормой семян газонных трав с последующей заделкой их граблями на глубину 3-5 миллиметра. Вместо земляных опорных бровок желательно установка бетонного или гранитного бортового облегченного камня (поребрика).
По краям тропинки до профилирования базы роют канавки глубиной 10 сантиметров и шириной 12 сантиметров, в которые по шнуру, определяющему высотное положение, ставят поребрик из выбранного материала. После пазухи канавки засыпают грунтом, поливают и внимательно утрамбовывают. Швы м/у бортовыми камнями или плитками заливают раствором. Опорная линия обязана быть прямой в горизонтальном и вертикальном положениях. Закрепления дорог плавно обводят прямоугольным поребриком, заполнив образовавшиеся крупные углы бетонным раствором, или используют для данного профильные детали бордюров, специально искривленные под нужным наклоном. Все заполненные раствором швы обязаны быть аккуратно обозначены. Подобная опорная линия, установленная на земля, без труда разбирается при капитальном ремонте объекта и может оказаться перенесена на иное место.
При стационарной установке бортового камня в подготовленную канавку кладут цементный р-р, на который ставят поребрик строго согласно с разбивкой. Поребрик втапливают в бетонный р-р и выравнивают деревянными трамбовками руками. Швы м/у поребриком заливают раствором, а у боков базы кладут и уплотняют бетонную смесь.
Грунтоцементную смесь, подготовленную заблаговременно, подвозят на место кладки, разравнивают необходимым слоем по основанию, поливают и уплотняют. В роли инертных материалов используют гранитную крошку, шлак, гарь, золу угольных отвалов и т. д. Применяется цемент 300 - от 5 до 15 % (меньший процент добавки для песчаных грунтов, больший - для суглинистых).
Обычно составляющие смешивают с грунтом именно на дорожном полотне. Полотно взрыхляют, рассыпают цемент и перемешивают его, разравнивают по шаблону и уплотняют, сохраняя уклоны поверхности и добиваясь необходимого уплотнения и эластичности верхнего слоя.
Песчано-гравийные покрытия используют как временные покрытия для мало посещаемых дорожек.
Тропинки, по которым ходят ежедневно, возможно замостить, используя разные плитки, натуральный камень, булыжник, битый кирпич. Подобные тропинки удобны и долговечны.
Песчано-гравийные тропинки создают на грунтовом основании (корыто или насыпь) 2-мя способами: укладкой готовой песчано-гравийной смеси или путем перемешивания 3-х компонентов (песка, глины, щебня) именно на полотне дороги. I метод предпочтительнее, так как дает возможность тут же приступить к разравниванию готовой смеси слоем нужной толщины, ее поливу и последующей укатке тропинки от края к сер. катками массой 5 т с проходом не меньше 5 раз по одному месту. При II-м способе на готовое полотно тропинки постепенно рассыпаются песок и глина ровными слоями, которые равномерно смешиваются дисковой или мотофрезой бороной в сцепке с мотороботом (последующая технология работ подобная же, как и в I случае). Составляющие компоненты смеси: песок среднезернистый - 60 %, глина-пушонка- 15-20, гравий горный с фракцией зерен до 2-3 сантиметра - 20-25 %.
Толщина слоя покрытия для пешеходных дорожек -12 сантиметров, для проезжих дорог - 25-30 сантиметра.
При двухслойном песчано-гравийном покрытии лесопарковых транспортных дорог для нижнего слоя базы (толщиной 15-20 сантиметра) стоит использовать оптимальную гравийную смесь с фракцией зерен 40-120 миллиметра. На обработанную поверхность нижнего слоя наносят песчано-гравийную смесь для расклинивания толщиной 10-15 сантиметра.
Опыт использования дорожек с покрытием из песчано-гравийной смеси в Скандинавских странах показывает, что однородность состава данных покрытий по всей толщине слоя дает возможность длительное время обходиться без капитального ремонта дорожной одежды даже при интенсивной ее использования.
На глинистом основании предусматривается песчаный подстилающий слой, в то же время являющийся дренирующим, состоящим из песков с высоким коэффициентом фильтрации.
Толщина уплотнения слоя обязана соответствовать проекту с учетом коэффициента уплотнения песка, который равен 1,1. Для придания песку оптимальной содержание пара в воздухе (80-90 %) перед укаткой его поливают. При нужды перед укладкой верхнего покровного слоя щебеночно-набивных дорожек делают изоляционный слой из упруговлагоемких материалов толщиной не более 5 сантиметров.
Итоговое профилирование поверхности ведется руками. Спрофилированную поверхность увлажняют, а после укатывают катком с проходом его по одной полосе 5-7 раз.
I-ой укаткой достигается обжимка россыпи и обеспечивается устойчивое положение гравия. При II-й укатке создается жесткость базы за счет взаимозаклинивания частиц гравия. При третьей укатке случается образование плотной коры наиболее высокой поверхности базы путем расклинивания оставшихся пор щебнем мелких фракций.
Пешеходные тропинки возможно выполнить прямыми или изогнутыми с учетом рельефа и насаждений.
Тропинки из гравия, сделанной из кирпича крошки, щебня, песка имеют немало недостатков. Они пылятся, в короткие сроки разрушаются и оставляют грязь на обуви. Мощеные тропинки из разных материалов как нельзя лучше подходят для загородного участка или малый усадьбы. Покрытия могут быть из естественных материалов, к примеру из древесины, камня, и из искусственных материалов, изготовленных на заводах или руками.
Тропинки из кирпичей и плоских каменных плит обязаны иметь малый бордюр. Тропинки из торцевых срезов создают с бордюром из досок, которые крепят.
|